Главная

Четыре великих изобретения

 

Половина всех важнейших изобретений, на которых зиждется жизнь современного общества, пришла из Древнего Китая. Бумага и фарфор, компас и порох, румпель и многоярусные мачты - далеко не полный перечень открытий, сделанных китайскими учеными и достигшими Европы через Великий шелковый путь. "Четыре великих изобретения" древних китайцев - это бумага, техника печатания с помощью наборного шрифта, порох и компас.

Бумага и печать

К величайшим историческим заслугам китайского народа перед мировой культурой относятся два изобретения, открывшие новую эпоху в развитии книги. Речь идет об удобном и дешевом писчем материале - бумаге и о механическом способе воспроизводства книг - печати. Китайское письмо и книги прошли долгий путь развития. Древнейшие иероглифические тексты относятся к 3200 году до н.э. В эпоху Шести Династий в Китае был изобретен способ литографии: текст вырезали на камне, и с него делали оттиски на бумаге. С VIII в. н.э. камень был заменен деревом - появилась ксилография и гравюра. В 1041 - 1042 гг. кайфынский кузнец Би Шэн изобрел способ книгопечатания подвижным разборным шрифтом. Однако изобретения Китая не получили широкого распространения, до массового печатания книг дело не дошло, и основы книгопечатания были повторены в Европе лишь 500 лет спустя.
Первые иероглифические надписи в Китае относятся к эпохе династии Шан (Инь) - XIV-XI вв. до н.э., когда к началу XIV в. до н.э. в середине течения реки Хуанхэ сформировалось первое на территории современного Китая рабовладельческое государство Инь. Археологи обнаружили десятки тысяч надписей на черепаховом панцире и кабаньем клыке. Иероглифы на них весьма отличаются от современных и в большинстве своем представляют собой пиктограммы. От этой ранней эпохи сохранились также некоторые надписи на бронзе и камне.
Письменность и грамотность стали быстро развиваться в эпоху Чжоу (XII-III вв. до н.э.). Но вначале они были доступны лишь правящим слоям, да и то из числа знати мало кто умел читать. До V в. до н.э. издание книг находилось в ведении особых придворных "историографов" и служило интересам правящей верхушки. Первые китайские книги написаны на бамбуковых или деревянных планках. Предполагается, что бамбуковая книга возникла в XIV-XIII вв. до н.э. и просуществовала до II в. н.э. Ни бамбук, ни тем более камень или бронза не могли долго соответствовать потребностям китайской империи в письменности. Начался поиск других материалов. В V-IV вв. до н.э. стали писать на шелке, но он был слишком дорогим. В конце концов, появилась бумага.
По преданию, изобретение бумаги - заслуга служителя императорского гарема Цай Луня, жившего во времена династии Восточная Хань (25-220 гг. н. э.), который значительно усовершенствовал технологию ее производства (древнейшие образцы бумаги относятся ко второй половине II в. до н.э.) и впервые получил пригодную для письма и рисования бумагу. В ханьских хрониках 105 г. сообщается, что Цай Лунь "сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес ее императору". С тех пор бумага вытеснила из китайских канцелярий шелк и бамбук, а бумажное производство достигло гигантских масштабов (одни торговые управление потребляли ежегодно около 1,5 млн. листов). Изготовлялась как писчая бумага, сырьем для которой служили кора тутового дерева, рами, водоросли, так и различные изысканные сорта бумаги, для изготовления которой использовалась, например, кора сандалового дерева, придававшая ей стойкий аромат. Для бытовых нужд бумага делалась из риса или пшеничной муки (например, бумажные обои или туалетная бумага). Поскольку китайская бумага хорошо впитывает тушь, она была идеальна для живописи и каллиграфии. Технология производства изменилась в X веке, когда вместо коры тутового дерева для изготовления писчей бумаги стали использовать бамбук. Срезанные весной ветви бамбука долго вымачивали в воде, после чего кору отделяли от волокон, смешивали древесину с известью и полученную массу высушивали. Но с появлением дешевой бумаги, произведенной промышленным способом, с середины XIX в. кустарное бумажное производство стало быстро сокращаться. И сегодня традиционные сорта китайской бумаги используются лишь в художественных целях.
Другое изобретение - книгопечатание, также имеет долгую историю. Еще в глубокой древности в Китае для удостоверения личности чиновника или мастера использовались печать с высеченными фамильными иероглифами вместо подписи. Используются они китайскими художниками и в наши дни. Вырезание иероглифов на каменной печати считалось всегда не только мастерством, но и утонченным искусством. Эти печати и были предшественниками досок, с которых началось книгопечатание. Древнейшие образцы печатных книг относятся к первой половине VIII в., повсеместное же их распространение - к периоду правления династии Сун (X-XIII вв.). Отсутствие на протяжении долгого времени государственной монополии и цензуры благоприятствовало развитию книжного рынка. К XIII в. только в провинциях Чжэцзян и Фуцзян действовало более 100 семейных издательств. В Китае книгопечатание распространилось в форме ксилографии (печатание с досок, на которых вырезалось зеркальное отражение печатаемого текста), что позволяло сохранить графические особенности оригинальной рукописи и производить, при необходимости, замену знаков, а также совмещать печатный текст и гравюры. Свой окончательный вид китайская печатная книга пробрела к XVI в., во многом воспроизводя образцы сунской эпохи и имела вид прошитой тетради. А с XVII в. в Китае была освоена техника цветной гравюры.

Компас

Магнит был известен китайцам с давних времен. Еще в III в. до н.э. им было известно, что магнит притягивает железо. Очень рано узнали они и о его свойстве указывать направление на север и на юг. Предположительно, компас был изобретен еще в III в. до н.э. Тогда компас имел вид магнитной ложки, которая могла вертеться вокруг своей оси и помещалась в центре прибора, являвшего собой деревянную или медную подставку, на которой ряд делений обозначал части света. Направление, которая указывала ложка, всегда было южным. Первоначальное название компаса: "ложка, управляющая миром". В XI в. китайцы стали использовать не сам магнит, а намагниченную сталь и железо. В тот период также применялся водяной компас: в чашку с водой помещали намагниченную стальную стрелку в форме рыбки длиной в 5-6 см. Стрелку могли намагничивать посредством сильного нагрева. Голова рыбки всегда указывала на юг. В дальнейшем рыбка претерпела ряд изменений и превратилась в компасную иглу. Свойства компаса описаны в книге астронома Шэнь Ко (XI в.). В том числе отмечается, что магнитная игла не совсем точно указывает на юг, а чуть-чуть отклоняется к востоку. Это явление мы называем магнитным склонением. Оно вызвано тем, что магнитные полюсы земли не совпадают с географическими полюсами. В более поздних китайских сочинениях указывалось, что угол магнитного склонения не превышает 50 и что он различен в разных точках Китая. В Европе угол магнитного отклонения был открыт только в 1492 году Колумбом, т.е. на 400 лет позже, чем в Китае.
Уже во времена династии Хань в Китае знали, что одинаковые магнитные полюсы взаимно отталкиваются, а разные - притягиваются друг к другу. В X-XIII вв. китайцы обнаружили, что магнит притягивает только железо и никель. На Западе же это явление было открыто лишь в начале XVII в. английским ученым Джильбертом.
В мореходстве компас стал применяться китайцами еще в XI в. В начале XII в. китайский посол, прибывший в Корею морем, рассказал, что в условиях плохой видимости судно держало курс исключительно по компасу, прикрепленному к носу и корме, а иглы компаса плавали на поверхности воды.
Примерно в конце XII в. арабы вывезли на Запад водяной китайский компас

Порох

К числу самых знаменитых изобретений китайцев относится также и порох. Известно, что уже в первые века нашей эры китайские алхимики умели получать смесь серы и селитры, которая вместе с углем составляет основу химической формулы пороха. В VII в. алхимик по имени Сунь Сымяо написал "Сочинение о пилюлях бессмертия", где содержится самый ранний известный рецепт пороха. Подробное же описание состава и свойств пороха содержится в военной энциклопедии середины XI в., где приводятся сразу три рецепта изготовления пороха для трех видов бомб: взрывчатых, зажигательных и отравляющих.
В военном деле китайцы применяли порох еще в X в., сначала как начинку для зажигательных снарядов, а затем были созданы пороховые снаряды взрывного действия. Впервые пороховое ствольное оружие применилось в сражениях 1132 года. Оно представляло собой длинную бамбуковую трубку, в которую закладывался порох, и затем поджигался. Такой "огнемет" наносил противнику сильные ожоги.
Столетием позже, в 1259 году, было изобретено первое ружье, стреляющее пулями: в толстую бамбуковую трубку помещался заряд пороха и пули.
На рубеже XIII-XIV веков в Китае появились металлические пушки, которые заряжались настоящими каменными ядрами. Все это были важные вехи в развитии китайского огнестрельного оружия. Ввиду его большой эффективности во времена сунской династии был введен строгий запрет на вывоз сырья для приготовления пороха.
Порох применялся и в быту. Так, например, порох использовался как дезинфицирующее средство во время эпидемий, при лечении ран и язв, порохом травили вредных насекомых.
Но, пожалуй, богаче всего фантазия китайских мастеров проявилась в создании и развитии ими богатейшей традиции пиротехнического искусства. По древним китайским поверьям, злые духи больше всего боятся громкого звука и яркого света. Поэтому, чтобы отпугнуть их, на Новый год во дворах домов жгли костры из бамбука, который в огне шипит и с треском лопается. Пороховые же заряды по силе производимого звука и света оказались вне конкуренции. Позднее китайцы научились делать разноцветные фейерверки, добавляя в порох различные вещества.
Издавна в Китае различали два стиля фейерверков: "гражданский", со сдержанным, но изысканным подбором цветов, и "военный", с яркими красками и громкими взрывами. Некоторые мастера достигали поистине совершенства в этом искусстве. Так, пиротехники уезда Пинду (пров. Чжэцзян) умели изготавливать такие заряды, из которых при каждом взрыве поочередно возникали различные картины - пейзажи, гуляющие пары, букеты цветов, пожелания счастья, долголетия и благоденствия в виде иероглифов. Начиная с эпохи Сунн, пиротехнические зрелища стали одним из любимых развлечений китайцев в дни больших праздников. Эта традиция жива и поныне, хотя власти и пытаются ограничить использование т. н. "хлопушек" из-за имевших место несчастных случаев.

Другие изобретения древних китайцев

В эпоху поздней Хань императорский астроном Чжан Хэн (78-139 гг.) изобрел первый в мире сейсмоскоп, который отмечал слабые землетрясения на больших расстояниях. Это устройство не сохранилось до наших дней. О его конструкции можно судить по неполному описанию в "Хоу Хань шу" ("История Второй Хань"). Хотя некоторые детали этого устройства до сих пор не известны, общий принцип вполне ясен.
Сейсмоскоп был отлит из бронзы и имел вид винного сосуда с куполообразной крышкой. Диаметр его составлял 8 чи (1,9 м). По окружности этого сосуда размещались фигуры восьми драконов или только голов драконов, ориентированных по восьми направлениям пространства: четыре страны света и промежуточные направления. Головы драконов имели подвижные нижние челюсти. В пасти каждого дракона помешался бронзовый шар. Рядом с сосудом под головами драконов помещались восемь бронзовых жаб с широко открытыми ртами. Внутри сосуда, вероятно, содержался перевернутый маятник, типа того, что входит в конструкцию современных сейсмографов. Этот маятник был связан системой рычагов с подвижными нижними челюстями голов дракона. При землетрясении маятник приходил в движение, открывалась пасть дракона, находящегося со стороны эпицентра подземного толчка, шар падал в рот жабы, производя сильный шум, который служил сигналом для наблюдателя. Как только один шар выпадал, внутри срабатывал механизм, предотвращающий выпадение других шаров при последующих толчках.
Как свидетельствуют летописи, прибор действовал достаточно точно. Сейсмоскоп Чжан Хэна был чувствительным даже для регистрации небольших толчков, проходящих на расстоянии сотен ли (0.5 км.). Действенность этого прибора была продемонстрирована вскоре после его изготовления. Когда шар первый раз выпал из пасти дракона, никто при дворе не поверил, что это означало землетрясение, поскольку толчки в этот момент не ощущались. Но через несколько дней прибыл посыльный с вестью о землетрясении в городе Лунси, который находился к северо-западу от столицы на расстоянии более чем 600 км. С тех пор обязанностью должностных лиц астрономического ведомства было делать записи направлений происхождения землетрясений. Позднее подобные инструменты многократно строились в Китае. Через три столетия математик Синьту Фан описал подобный инструмент и, возможно, изготовил его. Лин Сяогун сделал сейсмоскоп во время между 581 и 604 гг. Ко времени монгольского правления в 13 в. принципы изготовления сейсмоскопа был и забыты. В Европе первый сейсмограф появился в 1703 г.

В Китае чай был известен с древнейших времен. В источниках, датируемых I тысячелетием до н. э. встречаются упоминания о целебном настое, получаемом из листьев чайного куста. А первая книга о чае, "Классический чай", написанная поэтом Лу Ю, жившим во времена династии Тан (618-907 гг.), рассказывает о различных методах выращивания и приготовления чая, об искусстве питья чая. Общераспространенным напитком в Китае чай стал уже в VI в. н.э.
Существует много легенд о происхождении чая. Одна из них рассказывает об одном святом отшельнике, который отдалился от мира, поселившись на склоне холма в уединенной хижине. И вот однажды, когда он сидел, погрузившись в размышления, его начал одолевать сон. Как он ни боролся, его все больше клонило в сон, и веки его начали смыкаться уже против его воли. Тогда, для того, чтобы сон не прервал его размышлений, отшельник взял острый нож, отрезал себе веки и бросил их в сторону, чтобы глаза не могли закрыться. Из этих век и вырос чайный куст.
По другому преданию, первым чай случайно попробовал император Шен Нон. Листья от растущей неподалеку дикой камелии упали в кипящую воду. Аромат, который разносился от напитка, был настолько соблазнителен, что император не смог удержаться и сделал глоток. Он был настолько поражен вкусом, что сделал чай национальным напитком.
В наши дни в Китае чай выращивают, главным образом, в провинциях Чжэцзян, Цзянсу, Аньхой, Фуцзянь и Гуандун. Лучше всего для разведения чайного куста подходят нижние склоны холмов. Семена чайного куста сначала высевают в специальных "питомниках", откуда через год пересаживают ростки уже на плантацию. С трехлетнего куста уже можно начинать сбор листьев. За летний сезон, как правило, проводят 4 сбора: первый - в апреле (белый чай получается именно из листьев этого сбора), второй - в мае, третий - в июле и четвертый - в августе. Каждый последующий сбор дает более грубый лист, обладающий меньшим ароматом. Лучший чай получают в первые два сбора.
Собирают только молодой зеленый чайный побег, на конце которого не более 2-3 листьев и почка. Почка может быть либо только завязавшейся, либо полураспустившейся. Полностью распустившиеся цветы для чая ценности не имеют, т.к. не передают заварке свой аромат. Верхушка чайного побега (2-3 листа и почка) называется флешь. Лучший чай получается тогда, когда сборщик срывает флешь с 1-2 верхними листьями и полураспустившейся почкой. Кроме этого, лучшие чайные флеши собираются с верхушечных, а не боковых побегов, где они грубее. Как правило, чай изготовленный из трех верхних листьев (включая почку) маркируется на пачках как "Золотой чай", а изготовленный из трех верхних листьев без почек, маркируется как "Серебряный чай". Часто на элитных чаях также имеются указания - "первый лист", "второй лист", "третий лист". Это указывает на то, что в данной сортовой смеси чая преобладают отобранные вручную верхушечные листья.
Первоначально китайские чаи были только зелеными. Черный чай появился значительно позже, но и здесь китайцы были первооткрывателями. А по мере развития новых технологий ферментации возникли и белый, и сине-зеленый, и желтый, и красный чаи.
Самыми популярными разновидностями чая являются зеленый (люй ча) и черный чай (хон ча). Хотя они и приготовляются из листа одного и того же кустарника, они различаются по цвету, вкусу и пр. Эта разница появляется за счет способов обработки. Для получения зеленого чая литья на два-три часа высыпают на циновки для проваливания. После этого их на пять минут кладут на круглые железные сковороды, слегка подогреваемые снизу огнем, и непрестанно мешают и переворачивают. Под влиянием тепла листья лопаются, становятся влажными и мягкими от сока. После этого их кладут на бамбуковые столы и раскатывают руками. При этом часть сока отжимается и вытекает через щели стола, сами же листья свертываются. Потом их опять выкладывают на циновки и держат некоторое время в тени на открытом воздухе. Далее следует процесс поджаривания. Листья опять помещают на сковороды и подвергают нагреванию, постоянно помешивая. От этого они постепенно высыхают, сжимаются, свертываются. Примерно через час поджаривание заканчивается, и после просева через целую серию сит и сортировки чай готов.
Для получения же черного чая первое провяливание на воздухе продолжается от двенадцати до двадцати часов. За это время в листьях возникает легкое брожение. Раскатывают листья на столах более энергично, так, чтобы отжать как можно больше сока. Затем их выкладывают на открытом воздухе на два-три дня для дальнейшего брожения. Основная разница в приготовлении зеленого и черного чая как раз и заключается в этом процессе. Подогревание на сковородах и раскатывание повторяют до тех пор, пока весь сок не будет отжат. Окончательное поджаривание прекращает брожение. После этого чай просеивают и сортируют. Существует огромное множество (более 600) различных сортов китайского чая, особые ритуалы и способы заваривания чая, церемонии чаепития. Эти традиции не утрачены в Китае и по сей день.

Долгое время для Запада Китай был в первую очередь родиной шелка. Даже греческое название Китая - Seres, от которого произошли наименования Китая в большинстве европейских языков, восходит к китайскому слову Сы - шелк. Ткачество и вышивание всегда считались в Китае исключительно женским занятием, этому ремеслу обучали абсолютно всех девочек, даже из самого высокого сословия.
Секрет производства шелка был известен китайцам с глубокой древности. По преданию, разводить шелковичных червей, обрабатывать шелк и ткать из шелковых нитей китайских женщин научила Си Лин, жена первого императора Хуан Ди, царствовавшего, по легенде, более чем за две с половиной тысячи лет до нашей эры. Как покровительнице шелководства, ей был посвящен отдельный храм. Каждую весну старшая жена императора собирала листья шелковицы и приносила их в жертву. Шелковая ткань изготовляется из нитей, получаемых из коконов шелковичных червей. Их разведение требует большого внимания и кропотливого труда. Требуется соблюдать большую осторожность, так как даже шум, сквозняк или дым могут нанести им вред, а также тщательно регулировать температуру и влажность в помещении. А кормить червей можно только листьями дерева шелковицы, причем совершенно чистыми, исключительно свежими и сухими. Черви - весьма хрупкие создания, подверженные различным заболеваниям: целая колония может погибнуть буквально за одни сутки при недостаточно внимательном уходе. В первых числах апреля из яичек вылупляются маленькие гусеницы, а за 40 дней он достигают зрелого возраста и уже могут вить коконы. Взрослая гусеница, как правило, бывает телесного цвета, длинной в 7-8 см. и толщиной с мизинец. Эти гусеницы вьют коконы на специально приготовленных пучках соломы. Процесс длится 3-4 дня, а длина нити одного кокона составляет от 350 до 1000 метров. Шелк получается из кокона путем так называемой размотки. Кокон состоит из шелковой нити и клея, скрепляющего эту нить. Чтобы его размягчить, кокон бросают в горячую воду. Так как нить одного кокона слишком тонка, как правило, берут нити 4-18 коконов и, соединив, пропускают их через агатовое кольцо и прикрепляют к мотовилу, которое медленно вращается, и нити, проходя через кольцо, склеиваются в одну. Таким образом, получается шелк-сырец. Он настолько легок, что на 1 кг готовой ткани идет от 300 до 900 километров нити.
В основном шелководством занимаются в Южном и Центральном Китае. Натуральный шелк может быть белым или желтым. Первый производят преимущественно в провинциях Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу, Аньхой, Шаньдун и Хубэй. Такой сорт дают гусеницы "домашнего шелкопряда", которого кормят только листьями садовой шелковицы. Натуральный же желтый шелк производят в провинциях Сычуань, Хубей и Шаньдун. Для получения желтого цвета гусениц первую половину жизни кормят листьями деревьев Чжэ (оно похоже на шелковицу и растет в горах), и лишь в другую половину жизни им дают листья садовой шелковицы. Есть еще один сорт шелка - дикий шелк, его дает гусеница "дикого шелкопряда", который питается листьями разных пород дуба. Этот шелк коричневого цвета и с трудом поддается окраске.

Довольно долгую историю имеет китайская традиция художественного ткачества и красильного дела. До наших дней практически в неизменном виде дошли образцы ткацкого искусства, датирующиеся второй половиной первого тысячелетия до н. э. Это самые разные виды шелка, от тонкого газа до парчи. Многие из них расшиты орнаментом в виде мифических животных, различными геометрическими фигурами.
Расцвет китайского ткачества приходится на эпоху династии Тан. Источники того времени упоминают о 50 разновидностях орнамента на шелке: "драконы, резвящиеся среди цветов", "лотос и тростник", "водяные травы с рыбками", "пионы", "дракон и феникс", "дворцы и павильоны", "жемчужины с зернышками риса" и т.п. Многие из этих мотивов существовали уже в эпоху Хань и дошли до наших дней. В эпоху Сун появляются прекрасные тканые изображения на шелке, сделанные в стиле "гравированный шелк" (кэ сы). Шелковые картины составляют неотъемлемую часть культурного наследия Китая. На них нередко воспроизводились каллиграфические надписи и пейзажи знаменитых художников. В своих книгах об изящных предметах домашнего обихода Вэнь Чженьхэн утверждает, что "возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно - два таких полотна". Качество китайских тканых изделий, в которых, как правило, использовались золотые и серебряные нити, не имеет себе равных в мире. Достаточно сказать, что частота нитей в работах китайских мастеров в 3 раза превосходит аналогичный показатель в лучших французских гобеленах, а золотое шитье в них не поблекло даже спустя 6-7 столетий. Их искусство - поистине великое чудо света.

Китайский фарфор известен во всем мире и очень ценится за свое необыкновенное качество и красоту, само слово "фарфор" по-персидски означает "царь". В Европе XIII века его считали великой драгоценностью, в сокровищницах самых влиятельных особ хранились образцы китайского керамического искусства, вставленные ювелирами в золотую оправу. С ним связано немало мифов, например, в Индии и Иране считалось, что китайский фарфор обладает волшебными свойствами и меняет цвет, если в пищу подмешан яд.
Керамическое искусство традиционно хорошо развито в Китае, керамика уже шанского времени (2 тыс. до н.э.) представляет не только историческую, но и художественную ценность. Позднее появились изделия из протофарфора, которые западная классификация относит к так называемым каменным массам, так как он не обладает прозрачностью и белизной. Китайцы, напротив, ценят в фарфоре в первую очередь его звонкость и прочность, поэтому считают протофарфор истинным фарфором.
Среди прекрасной керамики танского времени встречаются первые образцы "настоящего" белого матового фарфора. В начале VII века китайские керамисты научились получать фарфоровые массы, смешанные из полевого шпата, кремния и каолина - важнейшего элемента фарфоровой массы, получившего свое название по горе Гаолин, где его впервые стали добывать. Обжиг фарфоровой массы при высокой температуре позволял получать твердую, белую, просвечивающую керамику.
Танская фарфоровая керамика продолжала в своих массивных и округлых формах традиции древних гончаров, однако горлышки в виде птичьих голов и змеевидные ручки, подражающие формам иранских сосудов говорят о заметном иноземном влиянии. Тогда появилось стремление к однотонности поверхности сосуда, развитое впоследствии сунскими керамистами.
Расцвет керамического производства в Китае пришелся на период правления династии Сун. Увеличившийся спрос на фарфоровые изделия породил огромное количество новых печей для обжига и привел к императорскому патронажу производства. С V-VI века на севере и юге Китая существовали специальные ведомства, надзиравшие за производством высококачественной керамики. Для сунского фарфора характерны простота и элегантность форм, гладкие монохромные глазури и сдержанность орнаментов. Наиболее тонкая керамика молочно-белого цвета с нежными резными или штампованными узорами называлась керамикой "дин", иногда в состав глазури добавлялись окиси железа и тогда получались черные, коричневые, зеленые, пурпурные или красные сосуды. Значительно позднее, в эпоху Цин популярность одноцветных сосудов привела к появлению практически бесконечного количества цветовых оттенков глазури.
Производство полихромного расписного фарфора началось в правление династии Юань, когда стали делать знаменитую синюю подглазурную роспись по белому фону. В правление династии Мин эта техника усовершенствовалась и стала комбинироваться с пятицветными надглазурными росписями (уцай). Развитие техники цветных эмалей привело к появлению трех "семейств" китайского фарфора. "Зеленое семейство" - это изделия с росписью по белому фону в нескольких тонах зеленого цвета. Обычно на сосудах этого семейства изображали батальные сцены или просто фигуры и цветы. Изделия с цветной росписью по глубоко черному фону назывались "черным семейством". Фарфор расписанный в нежно-розовых тонах с переливами оттенков на сюжет "женщины и цветы" получил имя "розового семейства".
В эпоху династии Мин фарфор стал в некотором роде стратегическим товаром и поставлялся в огромных количествах в страны Европы и Азии, через арабских торговцев попадал даже в Южную Африку. О громадных масштабах экспорта фарфора в эпоху Мин и последующие годы говорит тот факт, что в 1723 году одному только французскому городу Лориану было продано 350 тысяч фарфоровых изделий. А для многих европейцев и по сей день термин "минская ваза" означает всю китайскую керамику.

Однако, искусство китайцев проявилось не только в великолепии фарфоровых изделий, но и в более масштабных произведениях зодчества таких как висячие мосты. С глубокой древности китайцы уделяли большое внимание строительству мостов. Первоначально они сооружались только из дерева и бамбука. Первые каменные мосты в Китае относятся к эпохе Шан-Инь. Они строились из блоков, уложенных на эстакады, расстояние между которыми не превышало 6м. Такой способ строительства использовался и в последующие времена, претерпев существенное развитие. Так, например, во время династии Сун были построены уникальные гигантские мосты с большими пролетами, величина которых доходила до 21м. При этом использовались каменные блоки до 200 тонн весом.
Висячие мосты были изобретены в Китае, причем звенья их цепей делались из ковкой стали вместо плетеного бамбука. Чугун называли "сырым железом", сталь - "великим железом", а ковкую сталь - "созревшим железом". Китайцы хорошо понимали, что при "созревании" железо теряет какой-то важный компонент, и описывали этот процесс как "потерю животворных соков". Однако, не зная химии, они не могли определить, что это углерод.
В III в. до н.э. подвесные мосты завоевали популярность. Они строились преимущественно на юго-западе, где много ущелий. Наиболее известный китайский подвесной мост - это мост Аньлань в Гуаньсяне. Полагают, что он был построен в III в. до н.э. инженером Ли Бином. Мост имеет полную длину 320 м, ширину около 3 м и составлен из восьми пролетов.

Что касается, военного дела и изобретении оружия во многом китайцы были на шаг впереди европейского населения. Археологические находки спусковых механизмов вкупе с документальными свидетельствами дают основание полагать, что арбалетное оружие появилось в Китае около V века до н.э. или раньше. По мнению китайских ученых, впервые оно получило распространение в южных княжествах Чжоуского государства. После находок арбалетных деталей более достоверно выглядит хроника "Летопись княжеств У и Юэ", которая местом изобретения арбалета называет княжество Чу, расположенное в среднем течении реки Янцзы. Найденные археологические материалы представляют собой изготовленные из бронзы устройства некоего метающего стрелы оружия. В известном словаре "Ши Мин" (Толкование имен), созданном Лу Си в период Ханьской династии во II веке до н.э., упоминается, что термин "цзи" используется в применении к этому виду оружия, напоминающему арбалет.

На протяжении долгой истории верховой езды люди обходились без опоры для ног. Древним народам - персам, мидийцам. римлянам, ассирийцам, египтянам, вавилонянам, грекам - не были известны стремена. Всадники Александра Македонского пересекли всю Центральную Азию, не давая отдыха ногам. Мчась галопом или преодолевая препятствия, им приходилось цепляться за гриву, чтобы не свалиться с лошади. Римляне изобрели нечто вроде ручки на передней луке седла, позволявшей хоть кик-то держаться в нем при быстрой езде, но ноги у всадников по-прежнему болтались, если не были крепко прижаты к бокам коня.
Примерно в III в. китайцам удалось найти выход из положения, К тому времени они были уже довольно искусными металлургами и стали отливать стремена из бронзы и железа. Имени изобретателя не сохранилось. Впервые такие петли могли появиться в Китае, Индии или у кочевников соседней с Китаем Центральной Азии. Таким образом, вполне вероятно, что изобрели стремена жители степей, всю жизнь проводившие в седле. В III веке в Китае научились отливать металлические стремена совершенной формы. На Запад это изобретение принесли с собой воины племени жуань-жуань, которое стало известно под именем аваров. Успех их кавалерии объясняется тем, что она была оснащена литыми железными стременами. Примерно в середине VI в. авары осели между Дунаем и Тиссой. К 560г. они представлял и серьезную угрозу для Византийской империи, которой пришлось полностью реорганизовать свою кавалерию, чтобы противостоять им. В 580г. император Марк Тиберий издал военный устав "Strategikon", в котором были изложены основы кавалерийской техники. Там же подчеркивалась необходимость использования железных стремян. Это было первое упоминание о них в европейской литературе. Впоследствии стремена - благодаря викингам, а может быть, и лангобардам - распространились по всей Европе.

Десятичная система исчисления, основополагающая для всей современной науки, впервые возникла в Китае. Можно найти свидетельства, подтверждающие ее применение, начиная с XIV века до н. э., в период правления династии Шан. Примером использования десятичной системы в Древнем Китае может служить надпись, датируемая XIII в. до н. э., в которой 547 дней обозначены как "пять сотен плюс четыре десятка плюс семь дней". С древнейших времен позиционная система счисления понималась буквально: китайцы действительно клали счетные палочки в отведенные им ящички.