Постараемся дать в сжатом виде основные тезисы и понятия чань-буддизма.
Основные постулаты буддизма:
1. Неотрицание всего - все есть Будда, как бы трудно это ни было понять. 2. Умение медитировать, т.е. осознавать себя и природу, освобождаться от аффектов. 3. Доверяй своему сердцу-сознанию - в нем содержатся ответы на все вопросы.
4 основных принципа Чань:
1) не опирайся на письменные поучения 2) передавай традицию вне наставлений 3) прямо указывай на сердце-сознание 4) преодолевай неведение и становись Буддой
Четыре благородные истины (арья-сатья):
1. Существует страдание (дукха)
Понятие дукха не совсем точно соответствует его русскому переводу "страдание" и входит в так называемые трилакшана (три отличительных качества проявленного мира): Дукха - изначальное свойство проявленного мира. Анитья - непостоянство всех внешних и внутренних элементов потока сознания. Анатман - отсутствие самосущего, независимого от мира "Я" (личности, нихсвабхава).
Буддийское понятие страдания duhkha можно разделить на три важных категории: 1. страдания телесного типа 2. страдания чувственного типа 3. страдания как таковые (не телесные и не чувственные)
Объясним подробнее, что это за 3 категории страданий: Телесные страдания: болезни, смерть, старость, рождение; Чувственные страдания: соединение с нелюбимым (нежелаемым) объектом, разъединение с любимым, воздействие внешних факторов (страдание от принуждающих внешних воздействий, несвобода); Страдание как таковое: сюда относят тонкие виды страданий, таких как страдание от перемен (от непостоянства мира), и страдания от страданий (от осознания их присутствия).
В совокупности перечислено 9 видов страданий. Их условно можно назвать страданиями типа Инь - в том смысле, что человек взаимодействует с этими страданиями как воспринимающее (Инь) существо. Существуют также 2 вида страданий по типу Ян:
1. Страдание неудовлетворения - от неудач своих планов и действий; 2. Страдание от недостаточности - от понимания невечности и неабсолютности своих достижений
В этих 2-х типах страданий человек проявляет себя как активная сторона (Ян) и страдает от провала своих действий.
2. У страданий есть причина (самудая)
10 кармообразующих факторов: Деяния тела: 1) убийство; 2) воровство; 3) сексуальное насилие. Деяния речи: 4) ложь; 5) клевета; 6) грубая речь; 7) пустословие. Деяния ума: 8) неведенье (моха, авидья); 9) алчность (лобха); 10) неприятие (двеша).
4 условия, усугубляющих кармообразующие факторы: 1) намерение совершить деяние; 2) обдумывание способов совершить задуманное; 3) действие; 4) радость, удовлетворение от содеянного.
12 нидан (пратитья-самутпада) - звенья цепи взаимозависимого происхождения: 1) Неведение (авидья); 2) Кармические импульсы (самскара); 3) Индивидуальное сознание (виджняна); 4) Определенный ум (имя) и его выражение в определенной форме (нама-рупа) 5) 6 чувственных способностей и их функции (шадаятана); 6) соприкосновение сознаний чувств с объектами (спарша); 7) чувства (ведана); 8) желание (тришна); 9) привязанность к объектам (упадана); 10) желание существования (бхава); 11) рождение (джати); 12) старость, страдания, смерть (джара-марана).
3. Страдания можно прекратить (ниродха)
Забвение желаний, освобождение от них и связанных с ними омрачений сознания. Противоядие дурной карме: культивирование любви, дружелюбия, милосердия, сострадания и сочувствия к другим существам. 10 Благих деяний (противоположность 10 кармообразующим факторам).
4 условия, очищающие карму: 1) Раскаянье, желание исправить содеянное; 2) Анализ действия - применение мыслительных техник; 3) Обещание больше не делать того же; 4) Медитация.
5 методов борьбы с нездоровыми состояниями ума: 1) замена нездоровых мыслей иными, имеющими светлые корни 2) исследование возможных последствий нездоровых мыслей 3) умение забывать дурные мысли 4) успокоение нездоровых мыслей их постепенным утончением 5) решительное подавление нездоровых мыслей.
4. Существует Путь (марга), ведущий к освобождению от страдания.
Восьмеричный благородный путь
Включает три аспекта буддийской практики: - нравственное поведение (шила); - медитация (самадхи); - мудрость (праджня).
1. Истинное понимание Понимание четырех благородных истин.
2. Истинное намерение Намерение стать Буддой, освободить все живые существа от страданий.
3. Истинная речь Отсутствие лжи, клеветы, грубой речи, пустой болтовни.
4. Истинное действие Не отнимать жизнь у живых существ, воздерживаться от присвоения чужой собственности, воздерживаться от всех форм сексуального насилия, воздерживаться от употребления опьяняющих веществ.
5. Истинный образ жизни Образ жизни, не связанный с насилием, честный путь зарабатывания на жизнь.
6. Истинное усилие Срединное усилие, не истязать себя, но и не потакать своим слабостям.
7. Истинное размышление 4 основы внимательности: 1) внимательность к телу; 2) внимательность к чувствам; 3) внимательность к состояниям ума; 4) внимательность к объектам ума (дхармам).
8. Истинное сосредоточение (медитация). Включает понятие о восьми ступенях медитации - дхьянах. Четыре начальных таковы:
1 дхьяна а) общее размышление, б) концентрация - направленное размышление, в) восторг, г) радость, д) одноточечность мышления (погружение в предмет медитации).
2 дхьяна - уходит усилие и концентрация.
3 дхьяна - уходит восторг.
4 дхьяна - уходит блаженство, остается лишь чистая внимательность.
2 характеристики медитации. 1) Шамадха (концентрация) - возможна лишь при малом количестве объектов. 2) Випассана (прозрение) - возможно лишь при отсутствии дискурсивного мышления. а) прозрение в непостоянство б) прозрение в отсутствие "я" в) прозрение в причины страдания
5 условий медитации. 1) Вера 2) Мудрость 3) Усилие 4) Концентрация 5) Внимательность
7 факторов просветления. 1) Внимательность 2) Исследование дхарм 3) Спокойствие 4) Уравновешенность 5) Сосредоточенность 6) Восторг 7) Усилие.
5 препятствий медитации. 1) Чувственное желание; 2) Недоброжелательство; 3) Сонливость и вялость; 4) Возбуждение и беспокойство; 5) Скептические сомнения.
Три драгоценности.
1. Будда а) Будда Шакьямуни - реально существовавший человек, разорвавший круг рождений и смертей и передавший свое учение последователям. б) Путь, ведущий к окончательной Нирване. в) В каждой вещи есть Будда, это сущность всего.
2. Дхарма а) Учение Будды как тексты, заповеди, философская система. б) Все есть Дхарма, все вещи в мире есть обучающие аспекты Дхармы, ведущие нас к пониманию себя и мира.
3. Сангха а) Группа людей, практикующих учение Будды. б) Все живые существа, как единое сообщество, помогающее в практике пути. Все живые существа просветляются вместе друг с другом.
6 парамит
1) Дана - парамита даяния. а) даяние имуществом: одежда, еда, помощь бедным, выполнение дел за других; б) даяние дхармой: наставление, ободрение людей, возможность давать дхарму Будды, объяснение сутр; в) бесстрашие: ободрение, поддержка, помощь в трудностях, собственным примером смелости и веры. г) дружелюбием: приветливым выражением лица, спокойной дружелюбной речью. Результат: очищает скупость, освобождает от жадности. 2) Шила - парамита обетов Поддержание обетов, разрушает нарушения. Результат: удерживает от разочарования, - успокаивает сердце, - открывает мудрость.
3) Кшанти - терпения. Претерпевание всяческих трудностей.
4) Вирья - радостное усилие. Быть энергичным, внимательным, прилагать усилия на пути: а) сердечное по пути Будды; б) физическое по спасению всех живых существ; в) умственное по изучению дхармы. Результат: преодолевает лень и усиливает внимательность.
5) Дхьяна - медитация, поддерживающее качество для прочих парамит.
6) Праджня - мудрость, высшая парамита.
Правила соблюдения гармонии в сангхе:
1) Разделять общее место пребывания. 2) Разделять повседневные заботы. 3) Вместе соблюдать заповеди (вместе практиковать). 4) Употреблять только те слова, которые ведут к гармонии и не употреблять слова, ведущие к расколу. 5) Делиться внутренним опытом. 6) Уважать точку зрения других, не заставлять других вставать на свою точку зрения.
8 результатов почитания трех драгоценностей.
1) Возможность стать учеником Будды. 2) База для практики (заповеди). 3) Облегчает кармические препятствия, создает добродетель. 4) Возможность аккумулировать благость и счастье. 5) Невпадение в злые интересы (основанные на трех ядах). 6) Не может быть сбит с пути (или окружен) плохими людьми. 7) Все благие начинания достигают успеха. 8) Конечный результат - Нирвана.
Классификация дхарм:
1) По группам соотнесения - скандхи 2) По источникам сознания - аятаны 3) По классам элементов - дхату
Причинно-обусловленные дхармы (санскрита) - скандхи, которые подчинены в своем функционировании закону причинно-зависимого происхождения.
5 скандх:
1. Рупа - форма, чувственное (содержание потока сознания, мысленное представление об оболочке). 8 видов форм: - глаза (видимая форма) - уха (слышимые формы) - носа (запахи) - языка (вкус) - осязаемые (структура тела) - ума (мысли) - форма сознания форм (я смотрю, я слышу и т.д.) - алая виджняна
2. Ведана - чувственные переживания, ощущения. 3 вида чувств: - приятное - неприятное - нейтральное.
3. Санджня - восприятие - опознавание (представление) объектов пяти видов чувственного восприятия: - существующее; - несущесствующее; - все двойственные категории (большое - малое и т.п.); - абсолютное ничто.
4. Самскара - интеллект. Психические процессы (состояние ума), ментальные факторы. 6 групп ментальных факторов (51 ментальный фактор) 1) 5 вездесущих факторов: намерение, контакт, чувство, распознавание, умственная деятельность. 2) 5 определяющих факторов: устремление, оценка, внимательность, медитативное сосредоточение, высшее знание. 3) 11 позитивных факторов: - доверие, стыд, смущение, непривязанность, отсутствие ненависти, отсутствие неведения, радостное усилие, сговорчивость, совестливость, невозмутимость, сочувствие. 4) 5 главных омрачающих состояний: -неведение, алчность, неприятие, гордость, сомнение. 5) 20 второстепенных омрачений: воинственность, чувство обиды, озлобленность, склонность к нанесению вреда, ревность, притворство, обман, бесстыдство, отсутствие смущения, скрытность, скупость, надменность, лень,неверие, бессовестность, забывчивоть, отсутствие самонаблюдения ( несознательность), сонливость, волнение, рассеяность. 6) 5 переменных факторов: сон, сожаление, приблизительное рассмотрение, точный анализ.
5. Виджняна - сознание, познание, осознавание восприятия чувствами и мышлением. сознание зрения; сознание слуха; сознание обоняния; сознание вкуса; сознание осязания; ментальное сознание.
Причинно-необусловленные дхармы (асанскрта) - не связаны с причинно-зависимым происхождением
1) Прекращение посредством знания (пратисанкха ниродха) - разобщение с дхармами подверженными притоку аффективности. 2) Прекращение не посредством знания (апратисанкха ниродха) - представляет собой абсолютное препятствие для появления еще не достигших дхарм. 3) Пространство психического опыта (акаша), в котором отсутствует материальное препятствие.
12 аятан - источников восприятия: Индрии - 6 органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, ум; Вишайя - 6 объектов органов чувств: форма, звук, запах, вкус, тактильные ощущения, объекты ума.
18 дхату - элементов: 6 органов чувств, 6 объектов чувств, 6 сознаний чувств (см. выше).
|