Главная Философия Три сокровища: Будда, Дхарма и Сангха.

Три сокровища: Будда, Дхарма и Сангха.
Редактировано 4.02.07

Предисловие :



Эту короткую статью автор адресует людям, симпатизирующим буддизму, но имеющим о нем смутное представление, а также начинающим буддистам, у которых уже заложены некоторые базовые понятия, но проникновение в их смысл недостаточно ясное. Также очевидно, что интернетовский читатель привык мыслить компьютерными понятиями и обладает специфическим менталитетом; автор старался учитывать этот факт, по возможности пользуясь современным языком. Надо сказать, что всякое буддийское знание является интерактивным: фиксируясь сознанием, оно начинает воздействовать на человека, внося сумятицу в привычный нам мир уютных заблуждений, подрывая различные стереотипы сознания, меняя вкус эмоциональной сферы. В этом смысле такое знание обладает магическими свойствами. Например, считается, что слушая чтение сутры, даже на незнакомом вам языке, вы получаете мощный заряд особой энергии, который в дальнейшем сильно изменит вашу жизнь. Хороший способ избежать такого благоприятного воздействия - закрыть уши или ожесточить свое сердце и проникнуться недоверием к происходящему. Таким образом, автор надеется, что прочитав это краткое и упрощенное изложение основ буддийской мысли, пытливый читатель начнет копать глубже и, возможно, когда-нибудь познакомится с реальными учителями, практикующими живую традицию. Всегда помните, что любой текст - всего лишь палец, указывающий на Луну : в самом пальце нет никакой Луны, это просто способ перевести взгляд в верном направлении. Не придавайте самому тексту абсолютного значения, не будьте излишне придирчивы к шероховатостям слога или формальной логике изложения; вспомните, например, что шестой патриарх чань-буддизма Хуэй Нэн вообще не умел читать и писать, однако почитался всеми как великий буддийский мастер.

Ритуал.



Предположим, некий человек достаточно устал от проблем в своей жизни, чтобы обратиться к духовному пути развития. И из всего разнообразия учений и религий его привлекает именно буддизм. Как должен он поступить в этой ситуации, с чего начать? Такой человек должен найти себе учителя-буддиста. Крайне важен прямой человеческий контакт, ведь только реальный человек способен пробудить в вас уважение, энтузиазм, желание подражать. Обучаясь у человека, вы становитесь похожи на этого человека; обучаясь у книги или компьютера, на кого вы станете похожи? Вы приходите за советом, вы вверяете свою судьбу в руки более мудрого; значит, хотелось бы, чтобы у него были некоторые гарантии надёжности его методов. В случае буддистов это, пожалуй, прямая линия преемственности традиции от Будды Шакьямуни. Так уж устроено, что истинное знание ( читай : ведущее к положительным результатам ) передается только от сердца к сердцу, а на знаковые источники лишь опирается. Если вы проявите искреннее рвение, то учитель согласится обучать вас . Однако помните, что хороший курс английского языка стоит сотни долларов; курс освобождения от наркотической зависимости - тысячи долларов; сколько же должен стоить курс освобождения от всяких зависимостей? Вхождение в буддизм претендует именно на это, и плата может показаться некоторым слишком серьезной: порой речь идёт о разрушении ( иногда постепенном, иногда не очень ) всей вашей прежней жизни, привычек, окружения, круга друзей и т.д. и т.п. Хотите ли вы быть счастливыми ? Тогда все корни вашего несчастья должны быть полностью подрублены. Что же заставляет отказаться от многого, почему люди уходят в монастыри, бросают работы, даже семьи, меняют образ жизни; что Будда предложил миру как опору в любой беде, как лекарство против трех ядов - неведения, алчности и гнева? Это три сокровища, или три прибежища, именуемые на санскрите Будда, Дхарма и Сангха. Ритуал, в ходе которого неофит выражает решительное желание заниматься буддийскими практиками, почтительно обязуясь выполнять требования учителей, называется принятием прибежища. Хотя детали обряда могут быть различными в разных школах буддизма , но обычно новичок произносит важнейшую фразу: " Принимаю прибежище в Будде, принимаю прибежище в Дхарме, принимаю прибежище в Сангхе ...". С этого момента для него открыты двери в любые сокровищницы буддийской мудрости, ему дано формальное разрешение на занятия практиками.

Внешние свойства трех сокровищ.



Будда : реальная историческая личность, индийский принц ( 5 в. до н.э. ) из рода Шакьев, кшатрий ( воин ) по рождению. "Шакьямуни" означает "Отшельник, мудрец из рода Шакьев". Будда же - это не имя, а скорее свойство просветленного существа ("Будда" и переводится как "пробужденный"). Жизнеописание Будды Шакьямуни можно найти, например, в прекрасной книге вьетнамского наставника Тхик Ньят Ханя "Будда" (см. список литературы). Будда Шакьямуни - не единственный Будда; и в прошлом, и в будущем были и будут тысячи других полностью просветленных. Однако буддисты считают, что все они - суть одно, подобно тому, как ежедневно восходящее солнце - то же самое, что и вчера. Поэтому на алтарях обычно стоят фигуры Шакьямуни, чье учение действует в нашу эпоху.Чаще всего скульпторы и художники изображают Будду в позе сидячей медитации - падмасана (поза лотоса): ноги скрещены, ступни лежат на бедрах - поскольку именно при помощи медитации наследный принц Сиддхартха из рода Шакьев открыл человечеству великий Путь освобождения, и таким образом стал Буддой. Будда явил собой личный пример разрешения всех проблем в этой жизни, здесь и сейчас; он никогда не призывал к лучшей жизни после смерти; все методы, данные им, он реализовал на личном опыте. Такое поведение действительно достойно доверия ! Он достиг полного, окончательного понимания сути всех явлений и природы, и внутреннего, психического мира; в его сознании не осталось ни малейших признаков заблуждения, страха, скованности; все тайны всей мыслимой Вселенной ясно открылись его взору. Принимая прибежище в Будде, мы уподобляемся ребенку в темном лесу, который хватается за руку отца: это придает нам уверенность в пути.
Дхарма: ближайшие русские эквиваленты этого понятия - "учение, способ, закономерность, справедливость". Непосредственно от Шакьямуни дхарма доступна нам из двух источников: это сутры - сборник изречений и проповедей Будды, записанных после смерти Просветленного его ближайшими учениками; и винайя - список правил и обетов, следуя которым монахи и миряне могут успешно практиковать.Несколько позже в буддийском университете Наланде (по одной из версий) была составлена Абхидхарма - теоретическая, философская база буддизма. Так возникла Трипитака (Три Корзины) - Сутрапитака, Винайяпитака и Абхидхармакоша. Это огромный пласт буддийской культуры, зафиксированный в текстах (одних только сутр насчитывается около 84 000). Неисчислимое множество комментариев, проповедей, джатак (историй жизни просветленных), шастр (сутры, авторство которых приписывается не Шакьямуни, а его последователям) - все это также относится к Дхарме. Столь обширное разнообразие знаний, методик, предписаний на все случаи жизни объясняется очень просто: сколько людей - столько и проблем, и каждому требуется свой искусный метод. Смысл буддийского образования не в накоплении абстрактных сведений, а в применении усвоенного в реальной жизни. Как если бы человек, гонимый стаей голодных волков, случайно наткнулся бы на гробницу умершего царя: вряд ли он станет сгребать золото и алмазы, но постарается отыскать себе меч поострее, чтобы спасти свою жизнь. Принимая прибежище в Дхарме, мы устанавливаем компас на своем корабле и в любую бурю можем точно видеть, куда нам направляться.
Сангха: в узком смысле Сангха - это общество практикующих буддистов, объединенное общими практиками и целями; это могут быть и монахи, и люди семейные. Члены сангхи поддерживают друг друга, делятся опытом; часто они объединены под руководством одного учителя; кроме того, на примере других легче выявить собственные недостатки, и здесь сангха выступает в роли зеркала.Сплоченная, со здоровыми взаимоотношениями, имеющая крепкие традиции сангха - большая ценность. Это легко понять в такой стране, как Россия, где очаги буддизма, мягко говоря, не распространены, а уровень духовной культуры "широких масс" оставляет желать лучшего.В конце концов сангха - это люди, с которыми вы разговариваете на одном языке; это чистое в моральном отношении место, где царит здравый смысл и спокойствие: ведь сангха опирается на заветы просветленных личностей, она далека от политики, моды, бизнеса и других вечно меняющихся ценностей общества. Это не значит, что буддист отвергает общество или уходит в некий особый ирреальный мир, где ходят люди в чётках и отовсюду звучит звук "ОМ" - скорее наоборот, буддист - это тот , кто вглядывается в окружающий мир очень внимательно и не обманывается преходящими феноменами . В широком смысле Сангха - все живые существа мира нашего сознания. Классически буддисты выделяют шесть миров живых существ: дэвы (боги, пребывающие в вечном блаженстве), асуры (высшие создания, любимое занятие которых - война), люди, прета (бестелесные духи, мучимыенеудовлетвореннымипотребностями), животные, жители ада(особый вид существ, которые не только непрерывно страдают, но и не привыкают к страданиям) . Знать об этом полезно, чтобы оценить всю ценность человеческого существования, которое, как считается, дает наилучшие шансы для духовного прогресса: высшие существа слишком упиваются своей властью и блаженством, чтобы развиваться, а низшие погружены в пучину неведения и не в силах найти дорогу наверх; мир людейнаходится посередине - люди обладают живым, восприимчивым сознанием, и сердцем, умеющим любить и сострадать, и в то же время они так часто сталкиваются с несчастьями и болью, что обычно считают состояние божественной эйфории частью своей мифологии. Принимая прибежище в Сангхе, мы обретаем семью, которая не только кормит и одевает нас, но и требует любви и заботы.

Внутренние свойства трех сокровищ.



Три драгоценности - суть символы нашего сознания, это качества, присущие любому человеку, вне зависимости от пола, профессии или вероисповедания. Действительно, мы все во что-то верим (Будда), чем-то руководствуемся (Дхарма), пребываем в симбиозе с другими жителями этой планеты (Сангха). Человек, у которого ослаблена или разрушена хотя бы одна из этих трех опор, не может быть полноценно счастлив, он всегда будет жить в конфликте с самим собой. Такой человек может сменить место жительства, разбогатеть, обрести всемирную известность... но пока он не наведет порядок внутри своего сознания, ему не решить всех проблем. Ведь когда люди говорят, что у них все хорошо, они обычно немного лукавят - это относительная правда, имеется ввиду - "хорошо" здесь, сейчас, ну и не считая списка досадных мелочей из десяти пунктов. Поройтесь в душе у преуспевающих людей - какие ады вы рискуете там обнаружить ? Захочется ли вам верить в то, во что верят они, жить по их законам, иметь столько врагов, сколько у них ? Поэтому важнейшее свойство Трех Драгоценностей - их первоначальная чистота. Это значит, что путь почитания трех сокровищ прямо ведет от несчастья к счастью, от неведения к пониманию, от тьмы к свету. Это также означает, что качество чистоты - внутреннее свойство нашего сознания, оно не приобретается извне и не передается каким-то учителем (как часто считают многие). Недаром буддисты считают буддистами всех людей на Земле, включая неверующих, и стараются никогда не критиковать иные конфессии. Говоря о глубоком уровне понимания трех драгоценностей, иногда трудно избежать логического абсурда. Например, неподготовленный читатель может спросить: "Если мое сознание и так чисто, а буддизм ничем не лучше других учений, то какой мне вообще смысл знать что-то о трех прибежищах? Я и так неплохо живу!". Действительно, такой человек неподвластен учению Будды; Будде трудно увидеть такого человека или помочь ему; такой человек своими словами берет на себя нелегкое обязательство учиться у жизни, полагаясь только на личную силу и опыт (здесь не рассматривается случай другого вероисповедания - это область, в которую автор не компетентен вмешиваться). Смелое решение, которое, как считают буддисты, обречено на неизбежный провал. Разве может кто-либо в одиночку переплыть океан без лодки или взойти на Эверест без альпинистского снаряжения? Будда обладал исключительными познаниями, он побеждал в дискуссиях многих знаменитых мудрецов своего времени... и все же бывали случаи, когда на заданный ему вопрос он отвечал молчанием. Иногда это называют громовым молчанием Будды. Почему он так поступал? Потому что не нуждается в ответе тот, кто исполнен скепсиса, и любое мнение, отличное от своего, встречает в штыки. Понимание внутренних качеств Трех Драгоценностей приходит только через практику медитации, и написанное ниже в основном ориентировано на практикующих буддистов. Будда не был суперменом или могущественным волшебником, великим ученым или философом: эти титулы обедняют его значение, уже потому, что дают ему некое определение, а значит - ограничение. Будда также и не бог, не пришелец из другого мира. Хорошо известна джатака, в которой даже Брахма, творец мира, обращается к Шакьямуни с просьбой проповедовать людям и другим существам Дхарму. Всякий, кто ищет разгадку тайны этого мира, приходит к Брахме; тот же, кто ищет разгадку тайны этого поиска, приходит к Будде. Природа Будды непостижима интеллектом, тщетны попытки осмыслить Будду ! Лишь когда интеллект прекращает всякие поиски, природа Будды естественно проявляется. Внутреннее свойство Будды - в том, что мы всегда, во все времена вместе со всеми предметами мира являемся Буддой, нас невозможно отделить от Будды, и нет ни малейшего объекта или даже мысли, которые бы от Будды отличались. Тот, кто во всех вещах видит или чувствует один общий безграничный смысл, и не удовлетворяется никакой, даже самой изощренной, схемой - стоит на правильном пути. Дхарма - это не только тома Трипитаки или лекции ученого ламы. Дхарма - это все, что учит и развивает нас. Иной раз чей-нибудь взгляд, теплое рукопожатие или мельком услышанная музыка могут дать больше, чем годы, проведенные в библиотеках. Каждый человек в соответствии с собственными пристрастиями сам выбирает свои обучающие ситуации: одни идут на войну, другие пишут диссертации, третьи просто убивают время в ночных клубах. Это не значит, что кто-то из них лучше, а кто-то хуже - перед лицом вечности их заслуги примерно одинаковы. В свете этого особой ценностью обладает чистая, не подвластная времени Дхарма - высшая интуитивная мудрость, которую часто называют "алмазной", как символ кристальной чистоты и нерушимости. Только такое знание (правильнее сказать - понимание) выводит человеческое сознание за пределы пространственных и временных рамок и освобождает от многочисленных страданий. Любое мирское, практическое знание имеет свойство устаревать, оно всегда поглощается более тонкой, искусной теорией: даже законы гравитации и Евклидова геометрия оказались не абсолютными, и кто знает, что будут думать о Вселенной сотню лет спустя? Современное общество построено на вере в плотные, материальные предметы, однако уже сейчас физика элементарных частиц перестала понимать, где кончается материя и начинается идея; ежедневно тысячи человеческих глаз считывают с экранов компьютеров миллиарды байт информации, но как эта информация помогает вам, когда умирает близкий человек? Наше тело - особый вид дхармы, он очень привычен и часто воспринимается как неизменная данность; но любой биолог или врач скажет вам, насколько непостоянно человеческое тело и как легко его уничтожить. Буддийская Дхарма не опирается на конкретные проявления материального мира, она работает с сознанием, и потому это - закон, объединяющий все возможные законы. Сангха, по сути, является отражением нас самих вовне. Наблюдая за живыми существами, мы видим их страдания, привязанности, их концепции и надежды, причины их счастья и несчастья. Поведение человека в обществе безошибочно выдает его отношение к самому себе. Есть, конечно, люди, достигшие больших успехов в искусстве лицемерия, скрывающие свои истинные мотивы за маской приличия - но это похоже на попытку спрятать труп в собственной спальне - так жить очень трудно, и окружающие рано или поздно почувствуют обман. Отношения людей к вам - хороший критерий успешности вашей практики. Достигнув просветления, Будда не ушел в Нирвану, не исчез бесследно из нашего мира, но остался проповедовать в сангхе. Почему? Потому что не отделял себя от сангхи; до тех пор, пока все его знания не перешли ученикам, его Нирвана не была бы полной.

Практика.



Принятие прибежища в Трех Драгоценностях не делает вас просветленным, даже не делает вас буддистом. Настоящий буддист - практикующий буддист; недаром сами буддисты не любят называть свое учение религией, ведь религия в европейском понимании тесно связана с верой, с ритуалами, с тем, что называется церковью. Буддизм - прежде всего практика, ведущая к пониманию. Буддизм не предполагает слепой веры в учителя, сам Будда всегда советовал своим ученикам не принимать его слова как истину до тех пор, пока они не подтверждены собственным опытом. Практика Трех Прибежищ наряду с поклонами, подношениями и соблюдением пяти основных буддийских обетов (не убивать, не воровать, не совершать сексуального насилия, не лгать и воздерживаться от употребления опьяняющих или наркотических веществ) является вводной, начальной практикой буддизма. Она основывается на ритуале принятия прибежища, о котором было кратко сказано выше. Принятие прибежища дает формальное разрешение, благословение осуществлять практики. В дальнейшем каждый принявший прибежище как минимум ежедневно повторяет (вслух или мысленно, перед алтарем или в другой спокойной обстановке) формулу прибежища, в своем сердце обращаясь к Трем Драгоценностям как источникам его веры и энергии совершенствоваться.Успех этой простой практики зависит от искренности обращения, от верного направления мысли, то есть, от духовного здоровья практикующего. И здесь очень важна роль учителя, который должен тонко чувствовать состояние ученика и вовремя поправлять его.

Алексеев Павел, 2000.



ЛИТЕРАТУРА :



Бхикку Кхантипалло "Спокойствие и прозрение", Беловодье, Москва, 1994.
Тхик Ньят Хань "Жизнь Будды", 1-2 том.
Чжу Юань "Три сокровища, пять обетов", методическое пособие для монахов, монастырь Гуан Хуа, провинция Фу Цзиэнь.