Главная Медитация Основы медитации. Часть 1.

Основы медитации. Часть 1.

Напомним, что "медитация" - слово латинского происхождения (meditatio), переводимое как "размышление". Это христианское толкование не совсем подходит для буддийской, особенно чаньской медитации. Ведь эффектом медитации на дыхании является, как раз наоборот, прекращение процесса размышления, полное расслабление как ментального, так и физического тела человека. Полное расслабление является первым и важнейшим условием правильного вхождения в медитацию.
Многие мастера медитации на Востоке справедливо полагают, что половина успеха при занятиях медитацией - правильное положение тела. Многие тысячелетия идеальной позой для сосредоточения считалась так называемая "поза лотоса", иллюстрируемая фото выше. Перечислим требования к этой позиции:

1. Ноги скрещены, ступни лежат на бедрах, колени (в идеале) касаются земли.
2. Спина выпрямлена, плечи расслаблены и опущены.
3. Голова "подвешена" за макушку (те же требования, что и при столбовой работе в цигун)
4. Руки сложены внизу живота ладонями кверху, левая под правой, большой палец левой руки поверх правой ладони.

Необходимо сохранять это положение естественно, не напрягая мышц спины, живота или бедер. Это не всем легко сделать, особенно учитывая, что длительность сидения в позе лотоса без болезненных ощущений - один из залогов продвижения в медитации. Поэтому часто учителя рекомендуют начинать практику с более легких позиций: "полулотоса", когда только одна ступня кладется на бедро, или позы "по-турецки", когда ноги просто скрещиваются перед собой. Японские мастера предпочитают сидеть в позиции "дза-дзен", традиционной для японской культуры, когда человек опускается на колени и садится на ступни. В этой позе значительно легче расслабить спину, но больше нагрузка на ноги. Также часто помогает плотная подушка или циновка; в крайнем варианте можно попробовать опереться спиной на стену или просто сесть на стул, но здесь существует опасность потерять правильную осанку или заснуть.
После того, как правильное положение установлено и достигнуто состояние начального телесного расслабления (не тратятся мышечные усилия на поддержание тела), медитирующий должен обратить внимание на свое дыхание. Как и при занятиях цигун, следует дышать животом, не напрягая область груди: на вдохе передняя стенка брюшнины движется вперед, на выдохе опускается - при таком способе дыхания вдох и выдох становятся более глубокими и плавными, общее расслабление углубляется, постепенно переходя из телесной сферы в сферу сознания. Обычно нормальным темпом дыхания считается 5-7 циклов вдоха-выдоха в минуту.
На начальном этапе занятий медитацией глаза рекомендуется держать закрытыми. Как и при занятиях цигун, кончик языка ставится на верхние альвеолы, обеспечивая замыкание каналов (наряду со скрещиванием ног и складыванием рук на животе). Фактически, сидячая медитация сама по себе является хорошим упражнением цигун, своеобразным "сидячим столбом".
Однако основная задача цзо-чань - не накопление ци, а работа с сознанием. Древние китайцы выделяли три основные сферы существования человека: "ли", "ци", "и". В сферу "ли" включалась работа тела, физическая сила и упражнения. Эта часть бытия считалась самой грубой, но необходимой для подготовки к работе с "ци" - сферой энергии, управление потоками и накопление ци в дань-тянях (резервуарах жизненной энергии). Самой тонкой и сложной частью практики считалась работа с "и" - сферой сознания, контроль над ментальными и эмоциональными процессами. Именно эту задачу выполняла сидячая медитация и ее разновидности.
Методика медитации на дыхании очень проста в описании, но совсем не проста в исполнении. Словосочетание "медитация на дыхании" означает, что дыхание является объектом медитации, т.е. внимание медитирующего концентрируется на процессе вдоха и выдоха. Существуют и другие способы медитации: медитация на звуке (когда медитирующий созерцает возникновение и угасание определенного звука, например, колокола), медитация на прикосновении, медитация на шагах и т.п. Во всех этих способах существует какой-то один объект, на котором занимающийся должен остановить свое внимание, удерживать его длительное время и не отвлекаться на другие объекты.
Сидя неподвижно и расслабленно, медитирующий начинает созерцать процесс вдоха, внимательно следя за его началом, развитием и концом. Затем он отмечает в своем сознании небольшую паузу, всегда присутствующую между вдохом и выдохом. Далее точно также он созерцает процесс выдоха, внимательно следя за его началом, развитием и концом. После чего отмечает паузу после выдоха.
При этом он может мысленно, внутренним взором, следить за движением живота, сопровождающее вдох и выдох; в другом варианте можно наблюдать ощущения входящего и выходящего через ноздри воздуха; иногда советуют остановить свое внимание на кончике носа; иногда советуют наблюдать целиком весь процесс вдыхания воздуха от носа до нижних долей легких… Какой вариант предпочесть в своей практике - решает сам занимающийся сообразно своему опыту и характеру мышления.
Конечно, на начальных этапах практики процессу медитации всегда мешают посторонние объекты, отвлекающие внимание от дыхания. Это могут быть звуки или запахи извне, телесные ощущения (затекла нога, вспотели руки, устала спина и т.п.) или приходящие в голову разнообразные мысли. Учителя советуют в таких случаях не бороться с приходящими явлениями, не пытаться насильно отогнать назойливую мысль или стараться не обращать внимания на болевые ощущения - лучше всего просто отмечать в сознании возникновение того или иного объекта, признавая его наличие, и возвращаться к процессу наблюдения за дыханием. Со временем способность сидеть в цзо-чань расслабленно будет укрепляться, а поток посторонних мыслей будет уменьшаться.
Начинать упражнение следует постепенно, практикуя по 15-20 минут в день. Меньший отрезок времени вряд ли даст весомый результат, больший может привести неподготовленного человека в состояние утомления или раздражения. Здесь следует отметить, что медитация не есть работа, она не должна вызывать усталость. Не стоит садиться в медитацию в состоянии утомления или эмоциональной неуравновешенности, так как при этом невозможно добиться правильного расслабления.
Постепенно длительность занятий можно увеличивать, лучше всего делать это под руководством опытного наставника. Имея учителя, также можно объективно оценить собственный прогресс в практике. Недаром на Востоке считается, что заниматься медитацией можно лишь в рамках традиционной школы, обладающей проверенными методиками и сильным эгрегором поддержки занимающихся.
В процессе медитации у занимающегося могут появляться различные побочные явления сознания, мысли, видения и чувства. В зависимости от типа своего сознания он может испытывать радость, восторг, прилив энергии, видения сверхестественных существ (ангелов или бодхисаттв), ощущения легкости тела, выхода сознания из физической оболочки, видение потоков ци и так далее, и тому подобное. В буддийской практике все эти явления не считаются ни положительными, ни отрицательными. К ним не нужно стремиться, их не нужно избегать. В соответствии с общей методикой медитации на дыхании их следует фиксировать сознанием как имеющие место, после чего вновь возращаться к процессу созерцания дыхания.
Конечной фазой длительной и успешной практики медитации является состояние "экаграты" - одноточечного направленного внимания. Это означает, что в состоянии экаграты медитирующий полностью погружен в объект медитации и не отвлекается на посторонние объекты. Отсутствует какой-либо мыслительный процесс (размышление, оценка, внутренняя речь), остается лишь чистое направленное на объект внимание. Такое состояние соотвествует буддийской ступени 1-й дхьяны, первой из восьми на пути к полному просветлению.
Применительно к практике цигун занятия сидячей медитацией позволяют глубже прочувствовать состояние расслабленности, очистить сознание от отвлекающих факторов, сделать его более устойчивым и энергичным. Устойчивое направленное сознание означает одновременно способность направлять поток ци в любую часть тела, лучше чувствовать расположение каналов и акупунктурных точек. Кроме того, медитирующий человек, очищая сферу своего сознания, тем самым косвенно очищает и жизненное пространство вокруг себя, подготавливая себе благоприятную обстановку для занятий медитацией и цигун. Медитация способна разрешить многие жизненные проблемы, препятствующие любым практикам.