Главная Медитация Начальные буддийские практики

Начальные буддийские практики

Комментарии:
Фраза 和南圣众 может означать также "достичь Чистой Земли" (дословно - "воссоединиться с южными святыми"), "достичь Нирваны".
Текст прибежища принято читать перед буддийской службой, в некоторых видах медитаций, также в ритуале посвящения неофита (ученика) в буддисты. Повторение формулы прибежища относится к разряду практики smrti (вспоминания), ее задача - вернуть практикующего к осознанию правильной направленности своего сознания. Существует также расширенная формула прибежища на русском языке:

Формула Прибежища:
Поклоняюсь тому, кто совершил в своей жизни все наилучшие деяния, возможные в десяти сторонах света; кто наделен всеведением и чья телесность беспрепятственно свободна; спасителю Мира, наделенному великим состраданием.
Поклоняюсь знамению его сути, морю Дхармы и истинной реальности, вместилищу неизмеримой благости заслуг. Также поклоняюсь тем, кто совершенствуется в истине в десяти сторонах света.
Да исчезнут страдания всех живых существ во всех шести мирах, да исчезнут у всех живых существ сомнения, да отвергнут они все дурные пристрастия, да возникнет истинная вера в Великую Колесницу, и семя, взращенное Буддой, да не погибнет никогда.

Сокращенная форма (посвящение заслуг):
Прибегаю к прибежищу в Будде, прибегаю к прибежищу в Дхарме, прибегаю к прибежищу в Сангхе. Делаю это не лишь для того, чтобы достичь освобождения самому, но чтобы освободить от пут Сансары все живые существа. Да передадутся им все мои благие заслуги, а если останется хоть одна благая заслуга, пусть перейдет она вечной и неизменной Дхарме.

Помимо принятия прибежища, к вводным буддийским практикам относятся также:

Подношение
Речь идет о подношении на буддийский алтарь. В общем случае, в качестве алтаря может выступать любое чистое от мусора и грязи место, на которое можно поставить статуэтку или изображение Будды, боддхисатв, учителей Дхармы. Предметы для оформления алтаря можно посмотреть здесь.
Обычно подношениями на алтарь могут быть благовония, фрукты, сладости, живые цветы, пища, не содержащая мясных продуктов. Иногда на алтарях в буддийских храмах можно увидеть ящики (копилки) для денежных подношений. Помните: заходя в храм, вы не обязаны делать подношений (в независимости от того, буддист вы или нет). Любое подношение - это ваше личное решение, оно должно исходить от сердца. Часто подношение служит средством выражения благодарности учеников за услуги, бесплатно оказываемые им наставниками - проповеди, советы, обучение Дхарме.

Поклоны
Поклоны (простирания) - одна из древнейших и наиболее распространенных форм религиозных практик. Широко используется также и в буддизме, особенно в тибетских школах. Традиционное коленопреклонение, практикуемое в монастырях Китая, выполняется следующим образом: из положения стоя сначала на пол опускается левое колено и ладонь, затем правое колено и ладонь, затем левая и правая ладони переворачиваются открытой стороной кверху, после чего происходит касание лбом пола. Вставание выполняется в обратном порядке. Такой поклон можно делать либо на ровной поверхности, либо с постановкой колен на специальную скамеечку. Обычно поклоны делают в сторону алтаря, статуи Будды, храма.
Внешний смысл выполнения поклонов заключается в проявлении уважения к Будде, Дхарме, Сангхе. Внутренний смысл этой практики - усмирение или ослабление присущей каждому человеку гордости, которая считается серьезным препятствием для успешной практики. Начальная практика включает цикл из 1000 поклонов (число приблизительное). Каждый поклон необходимо делать не торопясь, не допуская тенденции сознания отвлекаться мыслями, выполняя поклоны "на автомате". Число в 1000 поклонов может оказаться слишком большим, чтобы сделать их за один раз. Поэтому можно выполнять практику в несколько подходов, например, по 108 поклонов за раз. В определенном смысле, эту практику можно назвать медитацией на поклонах.
Достаточно ли 1000 поклонов для ученика или нет - как правило, решает его наставник в Дхарме. Например, в школе Кагью полная практика включает в себя 108000 простираний.

Мантры
Простейшей практикой медитации является чтение мантр. Мантра - это короткая фраза, состоящая из нескольких слогов, чаще всего это имя одного из Будд, боддхисатв, или короткая формула, выражающая благое пожелание или буддийскую истину. В соответствии с историческим распространением буддизма, мантры читаются на санскрите (пали), тибетском, китайском языках. Обычно для чтения мантр используются чётки, состоящие из 108 бусин. Центральное крупное звено (яблоко) не считается. Ритмичное многократное повторение мантры вводит сознание в состояние медитации, и относится к разряду практик шамадхи - успокоение и концентрация. Количество циклов повторений мантры индивидуально для каждого человека, кому-то достаточно одного круга (108) для достижения медитативного спокойствия, кому-то для этого требуется 10 и более кругов.
10 классических китайских мантр:

那末十方常住三宝 - namo shifang changzhu sanbao
Мантра Трех Сокровищ

那末本师释迦牟尼佛 - namo benshi shijiamuni fo
Мантра Будды Шакьямуни

那末阿弥陀佛 - namo amituo fo
Мантра Будды Амитабхи (Амитофо)

那末药师琉璃光佛 - namo yaoshi liuli guang fo
Мантра Будды Хрустального Света (Будды Медицины)

那末当来弥乐佛 - namo danglai mile fo
Мантра Будды Майтрейя (Будды Будущего)

那末大悲观世音菩萨 - namo dabei guanshiyin pusa
Мантра Боддхисатвы Гуаньинь (Милосердия)

那末大智文殊师利菩萨 - namo dazhi wenshushili pusa
Мантра Боддхисатвы Манчжушри (Мудрости)

那末大行普贤菩萨 - namo daxing puxian pusa
Мантра Боддхисатвы Самантабхадра (Великих свершений)

那末大愿地藏王菩萨 - namo dayuan dizangwang pusa
Мантра Боддхисатвы Кшитигарбхи (Боддхисатвы Подземного мира)

那末金刚藏菩萨 - namo jingang cang pusa
Мантра Боддхисатвы Ваджрадхары (Алмазного Хранилища)

Примечание: в некоторых источниках первые два иероглифа мантр записываются как 南无 и имеют прочтение "nan wu".

Медитация на метто (любящей доброте)
Прежде чем приступать к сложным практикам концентрации (шамадхи), рекомендуется привести к гармонии эмоциональную сферу сознания. Для этого используется медитация на любящей доброте - метто. Дадим краткое описание этой практики.
Метто - особый вид энергии (не путать с чувствами), который можно охарактеризовать как позитивная, любящая, понимающая, направленная доброта. Ее проявление и возникновение можно тренировать. В сутрах приводятся примеры, когда Будда пользовался метто для направленного воздействия на враждебно настроенных существ. Результатом практики метто является примирение со своими внешними и внутренними врагами, снятие агрессии и недоброжелательства.
Медитация на метто начинается с рассмотрения объектов 6-ти чувств. Мысленно медитирующий осознает видимое, слышимое, обоняемое, вкусы, осязаемое, мысли. Все эти объекты он должен стараться воспринять как прекрасные, позитивные, гармоничные.
Подобным же образом медитирующий обозревает внутренним взором ближайшее пространство вокруг себя - комнату, дом, город, стороны света - стараясь видеть в объектах этого пространства только прекрасное.
По мере углубления практики, медитирующий постепенно расширяет сферу своего внимания до размеров страны, планеты, всех существующих миров и обитающих там живых существ. Рекомендуется начинать рассмотрение живых существ с ближайших родственников, близких друзей и т.п., постепенно включая в медитацию даже тех, кто воспринимался ранее как враги. Однако медитация должна быть естественной и искренней, не следует формально или насильно пытаться "затащить" в сферу прекрасного те объекты, которые на самом деле глубоко неприятны сознанию. Поэтому поначалу длительность медитации может быть небольшой, 5-10 минут, постепенно, с раскрытием сердца увеличиваясь до получаса-часа.